«Живые письма», как средство развития инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста»
Ключевую роль в формировании личности ребенка, его социальных и эмоциональных навыков, подготавке его к самостоятельной жизни в будущем играет развитие инициативы и самостоятельности дома и в детском саду. В настоящее время сложилась такая тенденция, что родители приводят ребёнка в детский сад, прежде всего, для качественной подготовки к поступлению в школу. Считаю, что задача педагога состоит не только в том, чтобы уделить внимание когнитивному развитию дошкольника, но и социально-личностному развитию, обращая особое внимание на развитие самостоятельности и инициативы.
Важные причины для развития инициативы у детей в условиях детского сада:
Развитие самостоятельности: Инициатива помогает развить у детей способность принимать решения и действовать самостоятельно. Они учатся вырабатывать собственные идеи, предлагать решения проблем и принимать ответственность за свои действия.
Подготовка к будущей жизни: Развитие инициативы в детском саду готовит детей к будущей самостоятельной жизни. Они учатся решать проблемы, работать в команде, проявлять творческий подход к решению задач - все это навыки, которые им пригодятся в школе и взрослой жизни.
Самовыражение: Инициатива позволяет детям выражать себя и свои идеи. Некоторые дети могут иметь уникальные идеи или таланты, и детский сад создает безопасную и поддерживающую среду, где они могут развиваться и раскрыть свой потенциал.
Самооценка и уверенность: Когда дети видят, что их инициатива и идеи ценятся и поддерживаются, это способствует развитию их самооценки и уверенности. Они начинают верить в свои способности и чувствовать себя ценными и значимыми.
Все эти причины подтверждают важность развития инициативы у детей. Это помогает им стать самостоятельными, творческими и успешными в будущей жизни. И только тесное сотрудничество, и взаимопомощь всех специалистов нашего детского сада и родителей (законных представителей) способствует успешной работе по формированию у детей инициативы, самостоятельности, умений и навыков для социализации их в общество.
Находясь в поиске эффективных форм, приемов и средств в работе с детьми открыла для себя технологии социализации для развития детской инициативы и самостоятельности. Ознакомилась с методическим пособием Гришаевой Натальи Петровны «Современные технологии эффективной социализации в дошкольной образовательной организации». Предлагаемая авторская система включает 10 технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и каждая отдельно, и можно начинать с любой из ее частей.
- Клубный час
- Проблемная педагогическая ситуация
- Ситуации месяца
- Заключительные праздники по ситуации месяца
- Ежедневный рефлексивный круг
- Развивающее общение
- Дети – волонтеры
- Социальные акции
- Волшебный телефон
- К родителям через детей